Инструкция по использованию запасного парашюта на параплане

Полёты на параплане сопряжены с различными опасностями, но даже в крайних случаях парапланерист может прибегнуть к помощи запасного парашюта. Для того, чтобы выйти целым и невредимым из любой ситуации, нужно быть уверенным в техническом состоянии своего оборудования, а также знать, когда и как его применять.

Как правильно падать

Оптимальное положение тела парашютиста при раскрытии — лежа на восходящем потоке лицом вниз. При некотором опыте перейти в такое положение из любого беспорядочного падения совсем несложно: надо только придать своему телу правильную аэродинамическую форму, и воздушный поток сам повернет его как надо.

Эту форму можно отрепетировать до полета. Нужно лечь на землю лицом вниз, руки-ноги раскинуть в стороны, приподнять их повыше и прогнуть спину. Так и лететь удобно, и парашют раскрывается правильно.

Управление куполом осуществляется при помощи двух строп управления, натягивая которые парашютист направляет парашют вправо или влево. Натягивая две стропы одновременно, он уменьшает горизонтальную скорость. Можно подергать и другие стропы, при этом немного увеличится вертикальная скорость, однако на практике этим никто не пользуется.

С парашютом типа «крыло» совсем другая история. Если купол может лететь только вниз, купол со щелями — вниз и вперед, то крыло не может вперед не лететь. Потому что крыло создает подъемную силу только благодаря тому, что движется с некоторой горизонтальной скоростью. Именно благодаря скорости создается значительная разница давлений на нижнюю и верхнюю оболочку крыла и крыло гораздо меньшей площади, чем круглый парашют, создает такую же подъемную силу. Еще благодаря скорости снижения поддерживается форма крыла. Крыло по горизонтали может лететь со скоростью 32 км/ч, а опускаться — от 0 до 6 км/ч.

Управление крылом осуществляется также двумя стропами управления. Если тянуть за левую, то крыло будет разворачиваться влево, за правую — вправо. Если тянуть за обе — будет уменьшаться горизонтальная скорость. Если потянуть сильно, то скорость уменьшится настолько, что крыло почти перестанет создавать подъемную силу и одновременно начнет терять свою форму, что заставит его расстаться с остатками подъемной силы, то есть приведет к эффекту «сваливания» — крыло резко ныряет вниз. Есть у крыла одна особенность: перед тем как оно «сваливается», скорость его, как горизонтальная, так и вертикальная, на очень короткое время уменьшается практически до нуля. Запомним этот факт, он нам скоро пригодится. Если стропы управления отпустить, крыло через некоторое время восстановит форму, и парашютист продолжит движение со свойственной агрегату скоростью.

Как правильно уложить парашют

Для того чтобы ваша запаска служила Вам долго и надежно в течение всего срока эксплуатации, необходимо раз 5-6 в год выполнять её «переукладку», следовать и выполнять все предписанные производителем процедуры. Переукладка делается для того, чтобы ткань не залеживалась, и в прослойках ткани не заводилась «вредная» микрофлора. Кроме того, данная процедура позволяет определить состояние резиновых колец, стягивающих уложенный трос. А всё вместе позволит избежать возможных отказов при использовании запасного парашюта. Устанавливать запаску стоит лишь в том случае, если вы точно уверены, что она сработает.

Читайте также:  В чем заниматься фитнесом: одеваемся с умом

Делать переукладку самостоятельно можно, когда у вас есть полная уверенность в правильности действий, а сначала стоит попрактиковаться под присмотром у специалиста, ведь на кону ваше здоровье.

Отличные резинки можно сделать из велосипедной камеры, не рекомендуется использовать хирургические перчатки и презервативы, поскольку даже при длительном пребывании на солнце они могут потерять свои свойства и превратиться в мягкий каучук. Можно заказать резинки в интернете: кольца для собак, обычные парашютные резинки также подойдут.

Последовательность укладки

Этап 1. Прежде чем парашют переукладывать его следует просушить в течение 24 часов в подвешенном состоянии. Укладка выполняется на чистой и сухой поверхности.

Этап 2. Все стропы вершины соединяются друг с другом по очереди обрезком паракорда (стропой). Главное, не забыть эту стропу после укладки вынуть.

Этап 3. Все что лишнее укладывается внутрь купола, чтобы не мешалось. Купол растягивается по полу: с верхней стороны вершина купола, с нижней стороны — пучок строп и нижняя кромка.

Этап 4. Проверка строп. Особое внимание уделяется сохранности структуры всех строп.

Этап 5. Укладка начинается со стропы без стяжки в одних случаях, с маркировкой в других.

Этап 6. Налистывание параплана происходит с двух сторон: параплан делится пополам на равное количество секций. Основной принцип укладки в аккуратности укладки нижней кромки: влияет на скорость раскрытия.

Этап 7. При перелистывании обеих частей внимательно проверяют состояние каждой секции на предмет износа.

Этап 8. Все стропы расправляются. Вся слабина в стропах убирается. Низ фиксируется, чтобы стропы не крутились.

Этап 9. После разложения пополам и проверки состояния всех секций.

Этап 10. В зависимости от ширины парашют складывается втрое или вчетверо, чтобы вместиться в контейнер. На фотографии вариант с 4 сгибами.

Этап 11. Стропа, использованная для стягивания вершины, должна быть извлечена.

Этап 12. Свернутый парашют помещается в контейнер.

Этап 13. Упаковочная петля продевается через отверстие в противоположном лепестке. Пучок из строп продевается через упаковочную петлю, чтобы запереть 2 лепестка вместе.

Этап 14. Пучок строп должен высовываться только на 5-6 см через упаковочную петлю.

Этап 15. Производиться укладка строп восьмерками. Стропы крепятся друг с другом резинками. Желательно устранить всю слабину и убрать её на свободную часть строп.

Этап 16. 1/3 строп остается снаружи, чтобы при открытии бросить контейнер на достаточное расстояние.

Читайте также:  Какая одежда подходит для занятий в спортзале

Этап 17. Контейнер запирается пучком строп, причем усилие не должно превышать 200 грамм. Парашют готов к применению.

Стране нужны парашюты!

С началом Первой мировой войны парашюты конструкции Котельникова, которые поначалу вызвали отрицательную реакцию высших чинов русской армии, стали обязательным элементом снаряжения экипажей тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец». Сохранилась любопытная статистика: к 1918 году было документально подтверждено 57 случаев применения парашюта РК-1, из которых лишь один закончился травмой летчика, получившего ушиб ног, и при этом только в период с 8 июня по 4 октября 1917 года восемь русских пилотов, воспользовавшихся французским парашютом «Жюкмесс» (он был вторым по распространенности в отечественной авиации того времени), погибли.

Но даже такие красноречивые данные не убедили русских летчиков в том, что парашют должен всегда быть за спиной. Алюминиевые ранцы Котельникова были неудобны в тесных кабинах того времени, и авиаторы просто перестали их надевать. Такое положение дел сохранялось до конца 1920-х годов, пока во время очередного испытательного полета легендарный летчик Михаил Громов не остался жив лишь благодаря надетому, несмотря на предрассудки, парашюту. Правда, не отечественного производства, а американского. К тому времени, хотя Глеб Котельников и передал все свои патенты на изобретения Советской России, в авиации использовались более компактные американские парашюты «Ирвинг» с брезентовым ранцем.

Парашют летчика ПЛ-1 производства парашютной фабрики в Тушино. Рисунок из книги «Парашютизм. Вопросы теории и практики парашютного дела», 1936 год

Вывод знаменитого летчика-испытателя был однозначен: он остался жив только благодаря парашюту, а значит, такими системами должны пользоваться все советские пилоты. Из этого следовало, что стране нужно срочно пополнять запас парашютов. Сделать это за счет американской продукции было невозможно: каждый «Ирвинг» обходился казне в 600 долларов, а валюты в распоряжении советского правительства было немного. И значит, нужно было разворачивать собственное парашютное производство.

интересных фактов о парашютном спорте

Парашютный спорт – один из самых захватывающих видов спорта. Ничто, не сравнится с ощущением волнения и всплеском адреналина, который вы получаете, когда парите на воздушной подушке и управляете парашютом. Однако парашютный спорт всегда сопровождает огромное количество мифов и заблуждений, которые останавливают миллионы людей от возможности пережить этот волнительный опыт. Статистика последних десятилетий доказывает, что данный спорт невероятно безопасен. Но, для того чтобы регулярно заниматься им, вам придётся долго учиться, а также получить специальную лицензию. Это долгий и недешевый процесс, но оно того стоит. Если вы никогда не прыгали с парашютом, вам стоит попробовать это сделать хотя бы раз в жизни.

1. Средняя скорость свободного падения человека, выскочившего из самолета на полном ходу ― с парашютом или только с мыслью о том, что забыл выключить дома утюг ― 50 м/с или 180 км/ч.

Читайте также:  5 упражнений для любого возраста, укрепляющих все группы мышц

в 3000 метров до момента открытия парашюта спортсмен пролетает за минуту.

3. По результатам исследования Американской ассоциации дельтапланеризма (U.S. Hang Gliding Association), на каждые сто тысяч живых парашютистов приходится двадцать пять разбившихся. Таким образом, парашютный спорт ― один из самых безопасных видов экстремальной деятельности.

4. Прыгнуть с парашютом и разговаривать ― вещи абсолютно несовместные, как бы ни уверяли нас в обратном режиссеры американских боевиков.

5.«Если у человека есть шатер из накрахмаленного полотна, каждая сторона которого имеет 12 локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой большой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности», ― писал Леонардо Да Винчи задолго до возникновения парашютного спорта.

6. Первым смельчаком, отважившимся прыгнуть с парашютом из аэроплана (до этого сигали с воздушных шаров), стал в 1912 году американец Альберт Берри. Причем, прежде чем прыгать с парашютом, Альберту нужно было добраться до металлического контейнера, где он находился. А контейнер был прикреплен к фюзеляжу, так что отважному Берри пришлось сначала перебраться на шасси машины и уже там пристегивать парашют.

7.В России первый прыжок с парашютом совершил 17 мая 1917 года штабс-капитан Соколов, нарочно для этого выпрыгнувший из аэростата. На следующий день тот же подвиг совершил ничего не знавший о своем предшественнике подпоручик Анощенко. Какова же была досада подпоручика, когда он узнал, что его обошли! Он даже подумывал вызвать штабс-капитана на дуэль, но тут началась революция, и обоим стало не до парашютов и дуэлей.

8. Самым дерзким парашютистом до недавних пор считался капитан армии США Джозеф Киттинджер, который прыгнул с высоты 31 332 метра. Для подъема он использовал стратостат, а чтобы не сгореть при падении ― специальный скафандр. Но его по всем статьям обошел парашютист-экстремал Феликс Баумгартнер, шагнувший в бездну с высоты 38 600 метров. Скорость свободного падения Феликса достигла безумных 1342 км/ч.

низкий прыжок с парашютом с высоты 9-12 м совершил британский пилот Тереке Спенсер в апреле 1945 года. Причиной послужила совсем не скромность англичанина, просто его самолет подбили над заливом Висмар в Германии.

10. Самый старый парашютист ― Джордж Мойз, прыгнувший в тандеме с инструктором с высоты 3000 м в в возрасте 97 лет. Таким образом дед отпраздновал день рождения, сэкономив на вечеринке.

11. Чтобы попасть в книгу рекордов Гиннеса в 2007 году, японцы придумали прыжок «Банзай». Из самолета выбрасывают парашют, а следом выпадает человек. Он должен догнать парашют, надеть систему и открыть купол, пока не достиг критической высоты.