Хочу ходить под парусом. Какую лодку мне выбрать?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Плавание

Описание

Данный вид спорта включает несколько дисциплин, объединённых основным правилом – как можно скорее преодолеть определённое расстояние вплавь. С 1908г. плавание является олимпийской дисциплиной. Но при этом, под водой разрешается проплыть не более 15 м из общей длины пути. Существует несколько дисциплин в плавании:

  • Вольным стилем, когда пловец может сам выбирать, каким стилем ему преодолевать дистанцию.
  • Определённым стилем, когда по условиям соревнований спортсмены обязаны плыть только брассом, баттерфляем, на спине, и т. д.

Проводится соревнование может как в бассейне, так и на открытой воде. Также может быть самой разной и преодолеваемая дистанция. Так, олимпийскими являются дистанции от 50 м до 10 км. Но в неофициальных соревнованиях расстояния могут быть и значительно большими: регулярно в разных частях мира проводятся марафонские заплывы на десятки километров. К примеру, ещё в XIX веке проводились состязательные заплывы через Ла-Манш (расстояние порядка 35 км).

Как и где зародился водный туризм?

Удивительный факт, но разные народы независимо друг от друга строили для себя похожие по конструкции лодки. Сравните австралийский челнок, ирландский коракл, байдарку эскимосов, каноэ североамериканских индейцев – в основе каждой из них лежит жёсткий каркас из дерева. Несущая конструкция обтягивалась корой или кожей, скреплялась жгутами из гибких прутьев, жил или китового уса. В зависимости от возможностей герметичность лодке придавалась с помощью смолы или жира морских животных. Из глубины веков до наших дней дошли некоторые понятия и техники, необходимые для выживания в случае опрокидывания судна, такие, например, как «эксимосский переворот», «байдарочная юбка».

Одним из основоположников туризма на каноэ и байдарках считается адвокат из Великобритании Джон МакГрегор. Шотландец-энтузиаст обожал путешествовать, объездил весь мир и оставил потомкам свои записки. Увидев суда индейцев и эскимосов, он загорелся мыслью отправиться в одинокое плавание под парусом. Летом 1865 МакГрегор отчалил от берегов Темзы на байдарке, построенной по его чертежам лондонской верфью Searle & Sun. Своё путешествие он описал в книге «Тысяча миль на байдарке «Роб Рой»». Впоследствии записки о заплывах под парусами опубликовали Р.Л. Стивенсон, Ричард МакМаллен, но МакГрегор был первым.

Джон МакГрегор поведал людям о «всепроходимости» каноэ: в лёгкой «скорлупке» он прошёл реками Бельгии, покорил Дунай, Рейн, Сену, Балтийское море, Суэцкий канал. Человек, главным делом которого была благотворительность, сам иллюстрировал свои книги о путешествиях, издавал журнал «Каноист», основал в Англии клуб гребли на каноэ и байдарках. Последователи Джона МакГрегора усовершенствовали его конструкцию. В начале 20 века в Германии открылось серийное производство каяков.

В России гребной спорт возник во второй половине 19 века. В 1858 году в Санкт-Петербурге открылся кружок «Моряк на все руки», впоследствии переименованный в речной яхт-клуб. Российские лодки лишь отчасти напоминали настоящие байдарки, однако управлялись с помощью вёсел.

Первые клубы гребли

Большим пропагандистом этих лодок и основоположником нового вида спорта, заслужившего в конце концов признание во всем мире, стал живший в Лондоне шотландский юрист Джон Мак Грегор. В 1865 он, имея прототипом эскимосский каяк, спроектировал и построил для себя лодку, которую назвал «Роб-Рой». Она была длиной 4,57 м и шириной 0,76 м. Обшивка – клинкерная, из дуба; палуба – из кедра. Параметры второй лодки Мак Грегора – 4,26 и 0,66 м. Владелец много путешествовал на ней по озерам и рекам Центральной Европы, о чем рассказал в книге «1000 миль на каноэ «Роб-Рой». В последующие годы он описал и свои путешествия по Норвегии, Швеции, Дании, Северной Германии и Балтийскому морю, а также по реке Иордан, Красному морю и Суэцкому каналу. Эти путешествия получили международную известность и вызвали большой интерес. В 1866 Мак Грегор стал основателем первого в мире гребного клуба – Английского Королевского клуба любителей гребли на байдарках и каноэ.

В 1867 Английский королевский каноэ-клуб организовал первую байдарочную регату, а в 1874 установил призы для победителей ежегодных гребных регат на «Кубок вызова» и соревнований на парусных каноэ.

К 1885 соревнования на байдарках во многих частях Европы, где к тому времени были открыты гребные клубы, приняли форму официальных регат. Кроме названных клубов Англии и Америки были организованы гребные клубы в Германии – в Бреслау (1876), Бонне и Ганновере (1885), Берлине и Любеке (1886). Правда, вскоре они прекратили существование. Функционировали клубы гребцов в Швеции (с 1900), Франции (с 1904), яхт-клуб в Праге (с 1908) и др.

Читайте также:  Как сделать катамаран из пластиковых труб своими руками?

В России первый гребной клуб организовали жители прибрежной полосы Невы в Петербурге, занимавшиеся с 1858 в кружке любителей гребли «Моряк на все руки». В 1860 этот кружок получил официальный устав и был переименован в Санкт-Петербургский речной яхт-клуб, в котором развивали греблю на академических и народных судах и на байдарках.

Типы парусных яхт

Все парусные лодки можно разделить на несколько типов по трем основным параметрам: количество корпусов, принцип сохранения остойчивости (способность судна сохранять или быстро возвращаться в равновесие), парусное вооружение.

По количеству корпусов лодки могут быть:

  • монокорпусные (однокорпусные);
  • с двумя и больше корпусами (катамараны, тримараны).

Многокорпусные лодки быстрее однокорпусных. Кроме того, до определенного угла крена они гораздо остойчивее, но потом опрокидывание становится неизбежным, а его последствия существенно значительнее.

По методу сохранения остойчивости все однокорпусные лодки можно поделить на:

  • швертботы
  • килевые яхты
  • компромиссы

Килевые яхты

Имеют фальшкиль (тяжёлый свинцовый или чугунный балластный киль для обеспечения остойчивости). Максимум, что удастся сделать с килевой лодкой, — положить её парусами на воду. Затем она обязательно вернется в исходное состояние.

Швертботы

Имеют только лёгкий подъёмный плавник. Его основная задача — гидродинамическая. Остойчивость швертбота поддерживается путем перемещения веса экипажа. Как следствие, перевернуть такую яхту не представляет большого труда.

Компромисс

В этом случае дополнительный балласт размещается внутри корпуса, а увеличению остойчивости способствует тяжёлый шверт. Перевернуть компромисс значительно труднее, чем обычный швертбот, но от полного переворота он не застрахован.

Парусное вооружение — совокупность элементов оснастки парусного судна: парусов, рангоута и такелажа. Наиболее распространенные типы:

  • «бермудский шлюп» (крейсерские, круизные яхты);
  • однопарусный «кэт» особенно популярен среди швертботов-одиночек («Зум 8», «Лазер», «Финн»).

По типу движения

Небольшие лодки бывают различных характеров движения. Типы речных судов:

  • водоизмещающие – это суда, плавающие на невысокой скорости и удерживающиеся на поверхности за счет силы удержания воды;
  • глиссирующие лодки удерживаются благодаря гидродинамическим усилиям, воздействующим на их дно;
  • плоскодонное судно;
  • суда с крыльями, расположенными под водой. Благодаря крыльям достигается некоторое парение над водой;
  • конструкции с воздушной подушкой;
  • комбинированные суда – это лодки, способные изменять тип движения для поддержания устойчивости как на стоянке, так и во время движения.
По типу движения

Глиссирующие лодки удерживаются благодаря гидродинамическим усилиям

Рекомендации по упражнениям

  • Особенности техники гребли на лодках класса дракон. Несколько рекомендаций. -content/uploads/2015/04/131671600_ Гребля на лодках класса Дракон – единственный вид дисциплины, в которой для достижения результата нужна слаженная работа двадцати двух человек. Команда выигрывает только благодаря усилиям всех участников, и путь для достижения высшей степени синхронности существует единственный – многочасовые тренировки, как на суше, так и в лодке. […]
  • Facebook
  • Twitter
  • ВКонтакте
  • Одноклассники
  • Google+
  • Livejournal

Традиции гребли

На Западе академическая гребля имеет давние традиции, которые соблюдаются неукоснительно несколько веков.

  • С начала XIX века на реке Темза в Лондоне проводится классическая Королевская регата между экипажами университетов Оксфорда и Кембриджа.
  • Длина дистанции составляет 2 километра (за исключением нескольких классических гонок в Великобритании). Очень редко (чаще на юношеских и ветеранских гонках) дистанция составляет один или полтора километра.
  • На старте не используется техника — лодки до стартового сигнала держат стюарды гонок.

Правила соревнований по академической гребле

В соревнованиях по академической гребле участвуют одиночки, двойки, четверки и восьмерки гребцов на легких и тяжелых парных и распашных лодках.

Сначала спортсмены участвуют в предварительном этапе, после которого выходят в полуфинал, а затем 6 лучших экипажей попадают в финал.

Гонка проводится в спокойной воде и вдоль прямой линии. Командам разрешается передвигаться по чужим дорожкам, но с условием, что они не создадут помех другим экипажам.

Правила в академической гребле регламентируют вес спортсменов. Для женщин максимальный вес — 59 кг, но при этом средний вес участниц экипажа — 57 кг, и 72,5 кг — для мужчин, 70 кг — средний вес для экипажа.

Гонка начинается с команды «две минуты», которая звучит в момент, когда все лодки расположены в стартовой коробке. Затем следует перекличка экипажей, которая заканчивается командой «внимание». Через некоторое время после команды звучит громкий звуковой сигнал и начинается гонка.

Движение лодок

Движение спортивных лодок происходит в режиме плавания. Для спортивных лодок каноэ и байдарок число Фруда FrD = 0,90÷0,95. Для лодок академических FrD = 0,70÷0,75.

Каноэ и байдарки по значениям числа Фруда близко подходят к классу судов, движение которых происходит при переходном режиме, в то время как академические лодки относятся к судам, движение которых происходит в чистом режиме плавания. В условиях неподвижного плавания спортивные гребные лодки обладают малой статической поперечной остойчивостью.