Как определить размер колеса. Колеса для велосипеда, мотоцикла

С момента появления велосипеда прошло не так много времени, но уже около ста лет его конструкция не претерпевает каких-либо кардинальных изменений. Какие же решения оказались столь долговечными? Пожалуй, тремя революционными шагами в развитии велосипедного дела стали: цепной привод, пневматическая шина и ромбовидная рама.

Как выбрать правильную ростовку?

Почему мы говорим о том, как подобрать именно раму велосипеда по росту, не затрагивая габариты самого байка? Дело в том, что от ростовки рамы зависят все остальные параметры велика. Чем больше треугольник, тем пропорционально больше будут остальные трубы в конструкции.

Чтобы правильно выбрать раму велосипеда по росту, вам необходимо выполнить некоторые замеры:

  • Ростовка измеряется в сантиметрах, дюймах и условных единицах: XS, S, M, L, XL, XXL.
  • Правильно измерьте себя, от макушки до пяток, постарайтесь не ошибиться больше, чем на 10 см;
  • Также подумайте о том, какой стиль езды планируете практиковать – экстремальный, спокойный, на большие дистанции;
  • Определитесь со своим телосложением: худощавое, полноватое, высокое или низкое, или вы выбираете велик для ребенка.
Как выбрать правильную ростовку?

Что еще нужно знать?

  1. Чтобы подобрать раму мужского велосипеда под свой рост для экстремального или активного катания, правильно будет остановиться на меньшем размере из допустимых под вашу длину;
  2. Для высоких, худых людей рекомендуется подбирать самый большой размер рамы байка из допустимых;
  3. Для полных стоит выбрать самый маленький треугольник, но проследить, чтобы трубы были толстые и крепкие;
  4. Здорово, если у байка широкий диапазон регулировок наклона и выноса руля, положений и высоты сиденья.

Как узнать нужный размер колес?

Необходимо замерить внешний диаметр, а также ширину шиныи обода. Единицей измерения являются дюймы. Размер в дюймах можно посмотреть на ободьях. Сбоку на резине видна маркировка (например, ). Первая цифра указывает на диаметр, вторая — на ширину. Нужно учитывать, что ободья выпускаются в пяти размерах — 406 / 507 / 559 / 584 и последний 622.

Стандартный способ

Измеряют максимальную величину велосипедной шины в мм, см и дюймах. Чтобы сделать измерения нужно:

  • поставить байк строго перпендикулярно земле;
  • измерить рулеткой радиус колеса — от центра до края покрышки, лучше от центра втулки до земли;
  • полученный размер умножить на 2 — это будет диаметр.

Международная маркировка

Покрышки производятся с разным протектором, который по ширине может не соответствовать параметрам обода. Так широкие шины устанавливаются на байки, на которых ездят по плохим дорогам, а узкие — на шоссейные модели. У спортивных велосипедов самая маленькая ширина протектора, это позволяет им набирать максимальную скорость по ровному асфальту.

Если на колесо установлена подходящая шина, то оно служит дольше. Поэтому лучше для замены покупать покрышки, аналогичные тем, что были установлены.

Для удобства выбора производителями применяется универсальная система маркировки (ISO). Ниже в таблице можно увидеть, что главными показателями являются — ширина покрышки в дм и диаметр посадочного обода в мм.

Размер колеса определяется по посадочному диаметру.

Чтобы его узнать:

  • приложите рулетку к оси;
  • растяните до обода;
  • полученное число умножьте на 2.

Внутренний диаметр всегда подбирают под типоразмер колеса, а вот ширину шины можно немного изменять, но не сильно. Иначе узкие покрышки могут проколоться ободом, а высокие будут тормозить, создавать излишнюю нагрузку.

Размер колеса (дм)

Диаметр ободьев

Подходящие категории

20

406

Детские, городские складные

24

507

Подростковые и для выполнения трюков

26

559

Горные и для загородных прогулок

27

622

Шоссейники

27,5

584

Горные

28

622

Дорожные и гибридные

29

622

Найнеры

Очень важно выбирать резину, соответствующую посадочному диаметру обода. При разных ширинах одни покрышки могут быть заменены другими.

Обозначения наносятся на покрышку в разных форматах:

  • два числа через тире — толщина шины и внутренний диметр в мм;
  • два или три числа дюймах — одно указывает максимальный размер колеса, а другие ширину и толщину покрышки;
  • два числа в мм ― трехзначное число показывает внутренний диаметр обода, следующее — ширина покрышки.
Читайте также:  Ставки на поп-ММА: где и как сделать ставку

Из чего состоит велосипедное колесо

Велосипедные покрышки

Велосипедные покрышки влияют на поведение велосипеда на дороге больше, чем любая другая его деталь. От качества вело покрышек зависит не только комфорт езды, но и безопасность передвижения, особенно на мокрой дороге. Чем выше качество резины, тем дороже стоит покрышка.

От сликов до внедорожных

Из чего состоит велосипедное колесо

Рисунок и высота протектора определяют к какому типу относится покрышка для велосипеда. Чем глубже протектор, тем выше сцепление с любым дорожным покрытием. Шины с глубоким негативным протектором испытывают высокое сопротивление качению.

Обод велосипедного колеса

Обод велосипедного колеса — наружная часть колеса в виде круга, которая крепится к ступице колеса (втулке) на натянутых спицах. На обод монтируется велосипедная шина.

Обод велосипедного колеса

Для изготовления колёсных ободьев велосипеда используют алюминиевые сплавы, сталь, углепластик. Во многих ободьях, предназначенных для езды по пересечённой местности, для придания колесу большей жёсткости внутри обода коробчатого сечения добавляется дополнительное ребро жесткости. Такие ободья называются двойными.

Из чего состоит велосипедное колесо

Обод крепится к ступице колеса (втулке) на натянутых спицах, число которых может быть от 12 до 48.

Велосипедная спица

Велосипедная спица — конструктивный элемент колеса, представляет собой стержень, соединяющий центр колеса (ступицу) и его обод. Использование спиц позволяет значительно облегчить конструкцию колеса, при этом не снижая его прочности.

Спицы для сборки колеса

Спицы производят из стали, алюминия и титана. Спицы из стали хромируются или никелируются. Спица соединяет втулку колеса с ободом при помощи ниппеля, в который она вкручивается (со стороны обода). Ниппель изготавливают из стали, латуни, алюминия.

Из чего состоит велосипедное колесо

Для натяжки спиц используется спицной ключ, установка и натяжка производятся путём закручивания ниппеля. Спицы должны быть натянуты с одинаковой силой, чтобы равномерно распределять нагрузку.

Втулки на колесе велосипеда

Втулка велосипедного колеса — центральная деталь колеса, которая вращается вокруг неподвижной оси на подшипниках. Различают два вида: передняя и задняя втулки.

Передняя втулка по конструкции предельно простая, потому что всё, что от неё требуется — вращение колеса. На некоторых втулках с левой стороны может иметься крепление для тормозного диска.

Передняя и задняя втулки

Из чего состоит велосипедное колесо

Задняя втулка (англ. freehub) имеет более сложную конструкцию, поскольку является частью трансмиссии. Если с правой стороны имеется резьба, то такая втулка предназначена для установки трещотки — системы задних звёзд с обгонной муфтой.

Втулка под установку кассеты имеет прикреплённую полым болтом трещотку в виде шлицевого барабана, на который надеваются задние звёзды. Такая система гораздо надёжнее, чем трещотка, хотя и дороже. С левой стороны у некоторых моделей может иметься крепление для тормозного диска.

Также задние втулки могут иметь встроенный планетарный механизм переключения передач.

Камера велосипеда

Велосипедная камера – это элемент велосипеда, который поддерживает давление в колесе и придает форму покрышке. Конечно, существуют и бескамерные колеса, но у них есть свои минусы и они подходят не во всех случаях. Кроме того бортировка бескамерки сложнее, чем обычной покрышке, что очень важно в полевых условиях.

Из чего состоит велосипедное колесо

Камера должна соответствовать размеру велосипедной покрышки. Нужно соотнести размеры камеры с размерами покрышки. На покрышках размеры обычно выбиты на резине с боку, на камерах нанесены несмываемой краской.

Оптимальный размер рамы и колес велосипеда для подростков — лет

Ребятам от 12 до 14 лет лучше всего подбирать байки с колёсами 26-дюймового диаметра. Они идеально подходят детям, чей рост 140-160 см. Если на прилавках вы такой велосипед не обнаружите, закажите его через Интернет. Там сразу можно и отзывы о товаре почитать.

Оптимальный размер рамы и колес велосипеда для подростков — лет

Высота и форма корпуса велотранспорта зависит не только от пола подростка, но и от его стиля вождения. Высокая рама подросткового велосипеда размера 14 подойдёт для маунтинбайка (горного велосипеда с низкой посадкой для экстремалов). 15-й номер рамы будет хорош для круизера (велосипеда для любителя спокойной городской езды). Если ваш ребёнок много путешествует, купите ему складной байк. Размер подросткового велосипеда такого типа позволяет возить его в обычной дорожной сумке.

Какой протектор выбрать?

Выбор протектора покрышки зависит от требований, предъявляемых к велосипеду – движение в городских условиях по ровному асфальту или в пригородах по грунтовкам, туристические поездки на дальние расстояния или преодоление труднопроходимых участок местности.

  • Слики – на таких покрышках рисунок протектора настолько слаб, что его почти не видно. Это – самые быстроходные и бесшумные шины, обеспечивающие длительную инерцию наката, отлично подходящие для езды по ровным покрытиям. Однако, есть у них негативная черта – при выезде на скользкий или грязный участок, а в особенности – при торможении на нем, могут повести себя неадекватно.
  • Полуслики – наиболее востребованный вариант для езды в условиях городов и легкого бездорожья. Бывают велосипедного типа – с явно выраженной центральной дорожкой, гладкой или с небольшими сглаженными выступами, и грунтозацепным покрытием по краям, вступающим в работу при поворотах или на неровной или грязной поверхности. Полуслики автомобильного типа отличает достаточно равномерный неглубокий рисунок протектора, схожий с всесезонными автомобильными шинами.
  • «Умеренно злое» строение протектора – низкие грунтозацепы размещены достаточно плотно, особенно по центру беговой дорожки. Такая резина находит основное применение в условиях грунтовых дорог, хотя и на асфальте ведет себя вполне достойно, хотя высоких скоростей с ней уже не достичь.
  • «Злая» резина – выполненные из компаунда мощные грунтозацепы размещены по всей поверхности протектора. Предназначены для грязи и бездорожья, на асфальте же не используются вообще – тяжелы, шумны, требуют значительных усилий велосипедиста, быстро изнашиваются.
  • Зимние покрышки для велосипеда – для тех, кто не представляет жизни без велосипеда, даже когда дороги покрывает снег и лед. Кстати, она тоже может подразделяться на городскую, туристическую, экстремальную или спортивную – все зависит от рисунка протектора, количества и формы металлических шипов.
Какой протектор выбрать?

Есть еще одна разновидность велосипедных шин – так называемые «трубки», сочетающие в себе и камеру, и покрышку. Как правило, используются они лишь на спортивных велосипедах, так как в обычных дорожных условиях они себя по эксплуатационным качествам не оправдывают.

Читайте также:  Ходьба на лыжах: польза и вред, техники выполнения видов

Тем, кто не пользуется зимними велопокрышками, будет полезно узнать как хранить велосипед зимой.

Несколько необычных видов зимнего экстрима описаны в материале по этому адресу. Драйтулинг, сноукаякинг, натурбан… Хотите узнать что это?

Производители [ править]

Наиболее часто встречаются ободья следующих производителей:

Alex Rims [ править]

Один из крупнейших OEM-производителей, на новом велосипеде среднего класса скорей всего будут стоять ободья Alex, даже если на них указан другой бренд (как правило, «самодельный» бренд производителя велосипеда). Выпускают полный спектр ободов для всех предназначений, от очень дешевых одностенных до качественных сварных ободов для фрирайда и кросс-кантри. В целом, считаются выгодным выбором за свои деньги. В сообществе считается, что обода Алекс чуть мягче, чем обода других марок (см. ниже) при прочих равных, что приводит к более частому появлению восьмёрок, но зато и выправлять такие обода легче.

DT Swiss [ править]

Качественные ободья уровнем от выше среднего до очень высокого. Буквы в названии (например, EXC400) указывают назначение и особенности обода (X — кросс-кантри, M — трейл, Е — эндуро, F — фрирайд, R — легкий гоночный обод, С — карбоновый обод). Цифры указывают приблизительный вес в граммах. Более легкие ободья в сериях имеют сварной стык и гораздо дороже. Почти все ободья совместимы только с дисками.

Mach 1 [ править]

Весьма качественные французские ободья, считаются хорошим выбором за свои деньги.

Mavic [ править]

Одни из самых распространенных в рознице ободьев, очень часто встречаются на самосборных колесах. Есть модели уровнем от среднего до высокого, практически для всех классов велосипедов. Эта фирма выпускает UST обода, являясь одним из законодателей стандартов бескамерных колес. Считается, что обода Мавик более жёсткие, но чаще ломаются при прочих равных условиях.

Sun Ringle [ править]

Крепкий тайваньский среднячок, уровнем повыше Алекс, но пониже Мавик. Так же делают обода на любой вкус и кошелек. Их обод Sun Ringle Rhyno Light представляет собой одну из наиболее распространённых форм ободов и пользуется заслуженной популярностью уже более 15 лет, а Sun UFO 26″ — один из самых лёгких ободов в мире.

Ambrosio [ править]

Давление в велосипедной камере

Давайте теперь рассмотрим такой важный параметр, как давление воздуха внутри камеры. Давление (bar) напрямую зависит от того, какая покрышка установлена на колесе вашего велосипеда. Чтобы камера проявляла себя лучше и прослужила дольше, то в ней необходимо поддерживать оптимальное давление.

Обычно это параметр указан на самой покрышке и может выглядеть в виде такой записи: 2.0 – 5.3 bar, что означает минимальное и максимально допустимое давление. Обычно для хардтейла этот диапазон от 2.5 до 3 атмосфер, а для двухподвесов давление может быть повышено до 5.

Давление в велосипедной камере

Важно помнить также, что недокачанные колеса намного проще пробить, да и накат у них становится хуже, плюс ко всему тяжелее крутить педали. Если же камеры слишком перекачать, то по бездорожью вас будет сильно трясти, а проходимость ухудшится. Поэтому выбирая оптимальное давление в колесах, также учитывайте и свой собственный вес. Чем он выше, тем соответственно должно быть и выше давление.

Читайте также:  Как подобрать лучшие роликовые коньки для детей?

Маркировка цепей

В последние годы Shimano производили цепи следующих типов: Super narrow HG (HG, HG-X, HG-X11), предназначенные для установки на велосипеды с кассетами на 9-12 звезд, HG (Narrow HG), предназначенные кассеты на 6-8 звезд. Цепи типа IG и UG уже не используются, но могут быть заменены цепями HG. Цифровой индекс в маркировке, например HG53, говорит о классе цепи: чем больше число, тем лучше и дороже цепь. Цепи производства SRAM включают информацию о количестве передач и о классе цепи в цифровой индекс, например, PC 971: первая цифра о количестве передач, в данном случае 9, вторая говорит о классе цепи.

Маркировка цепей, присутствующих на рынке в 2019 году, собрана в таблице ниже. Модели для электровелосипедов не указаны. У цепей Campagnolo количество передач указано в названии в явном виде.

Цепи Shimano Количество передач
CN-NX10 1
CN-HG40 6-8
CN-HG71
CN-HG53 9
CN-HG93
CN-HG54 10
CN-HG95
CN-4601
CN-6600/6701
CN-HG601/5800 11
CN-HG701/6800
CN-HG901/9000
CN-M7100/8100/9100 12
Цепи SRAM Количество передач
PC-830 6-8
PC-850
PC-870
PC-951 9
PC-971
PC-991
PC-1031 10
PC-1051
PC-1071
PC-1091
PC-1091R
PC-1110/1130/1170 11
PC-X1
PC-XX1
NX Eagle 12 12
GX Eagle 12
X01 Eagle 12
XX1 Eagle 12
Force / Red 12
Цепи KMC Количество передач
K1, S1, Z1 1
Z6 6
Z7 7-8
Z8
X8
Z9 9
X9
X10 10
X11 11
X12 12

На износостойкость цепи, ее вес, прочность и сопротивляемость коррозии влияют такие параметры, как материал, из которого изготовлена цепь, поверхностная термическая и химическая обработка и наличие напыления. Очень приблизительно о классе цепи можно судить (хотя, это не всегда является показателем) по ее цвету. Цепи низкого уровня имеют черную поверхность боковых пластин (чернение, воронение). Цепи среднего уровня – серебристые блестящие (никелировка), высокого – серые матовые. Иногда встречаются цепи с желтовато-золотистым отливом, обычно это цепи невысокого уровня. Некоторые производители сейчас стали делать цепи всех цветов радуги.

Давление в шинах мотоцикла

Если вы купили мотоцикл в салоне, обязательно на нем будет описано рекомендуемое давление для обоих колес. Ориентация только на эти цифры не желательна. В шинах используемого вами мотоцикла нужно установить максимально подходящее давление. А это зависит от модели мотоцикла, марки резины, веса багажа и самого мотоциклиста вместе с пассажиром, и условий поездки.

Отталкиваться нужно от рекомендованного давления для выбранной вами модели шин. Разработчики учитывают все особенности резины и ее технологии. Мотоцикл каждый раз мы можем использовать по разному назначению. Это может быть просто прогулка по асфальтированной дороге, долгие путешествия в другой город или выполнение всевозможных трюков на картодроме. Как в таких случаях проводить коррекцию давления? Для дальних поездок на дорожных шинах можно использовать рекомендуемое производителем давление. Для прогулок по городу давление в обоих колесах держать нужно примерно одинаковое. На картодромах лучше всего немного уменьшить давление в обеих покрышках.

Отталкивайтесь от тех цифр, которые рекомендует производитель, но экспериментировать с давлением не бойтесь, только в пределах разумного. Вам нужно понять, как будет вести себя ваш мотоцикл в разных ситуациях. Но осторожность всегда должна быть на первом месте.

Выбирая шины для своего мотоцикла, обратите внимание на моторезину Dunlop. Она востребована мотолюбителями с девятнадцатого века. Это происходит благодаря ее качеству и большому выбору разновидностей.

Давление в шинах мотоцикла

Давление в колесах мотоцикла

Какое давление должно быть в шинах мотоцикла

Помимо степени подкачки шин, важно обращать внимание на другие характеристики колес.

Таблица 3. Давление в шинах мотоцикла в зависимости от скороси мотоцикла.

Индекс скорости Максимальная скорость, км/ч
A 40
B 50
C 60
D 65
E 70
F 80
G 90
J 100
K 110
L 120
M 130
N 140
P 150
Q 160
R 170
S 180
T 190
U 200
H 210
V 240
W 270
Y 300
VR >210
ZR >240
(W) >270
Z >300