От акселя до флипа: история прыжков в фигурном катании

Фигурное катание – спорт, граничащий с искусством. Зрелищные выступления зависят от мастерства спортсменов, сложности программы, костюмов и музыки. Главный элемент экипировки – коньки для фигурного катания, поскольку от их качества зависят результаты тренировок и соревнований. Помимо легкости скольжения, они должны обеспечивать безопасность здоровья.

Базовые оценки за исполнение по правилам ISU: 0,6 (одинарный) — 2,1 (двойной) — 5,9 (тройной) — 11,5 (четверной).

Из прыжков с заходом назад лутц считается самым сложным. По условиям исполнения он напоминает флип, однако фигуристу нужно выполнять его с внешнего ребра, из-за чего сначала требуется описать на льду большую дугу. Довольно распространённой ошибкой является переход с внешнего ребра на внутреннее, и такой прыжок шутливо называют флутцем.

Также по теме «Первым делом закрыли оружейные магазины»: Закарян об обстановке в Лас-Вегасе, флешмобе фигуристов и кризисе в профессии Сильнейшим фигуристам мира потребуется несколько месяцев, чтобы набрать форму и начать полноценно выступать после окончания пандемии…

Лутц получил своё название в честь австрийца Алоиса Лутца, который показал новый прыжок в 1913 году в возрасте 14 или 15 лет. Увы, больших успехов как фигурист достичь он не успел, скончавшись в 19 лет от воспаления лёгких. Другие спортсмены быстро освоили лутц в два оборота, а тройной прыжок первым показал канадец Дональд Джексон на ЧМ-1962. Это принесло ему золото на последних в карьере соревнованиях.

Четверной лутц записал на свой счёт американец Брэндон Мроз. Этот прыжок он освоил в 2011 году уже на заре своей недолгой и не слишком успешной карьеры, которую реанимировать новым элементом так и не смог. Так же как и в случае с риттбергером и флипом, почти сразу же лутц стали исполнять лучшие фигуристы мира.

У женщин вся история развития лутца оказалась неплохо задокументирована. Двойной прыжок первой показала чешка Алена Врзанова на победном ЧМ-1949. Спустя 29 лет версию с тремя оборотами продемонстрировала швейцарка Дениз Бильман, в честь которой названо вращение с поднятой ногой. Авторство первого четверного лутца оспаривают всё те же Трусова и Щербакова. Трусова показала прыжок на этапе юниорского Гран-при, а Щербакова исполнила его на этапе Кубка России, но на несколько дней раньше.

Российские фигуристы в Пчёнчхане выступают не в форме, а в костюмах — без символики. Поэтому россиянам не пришлось переодеваться в нейтральный серый, и, по-сути, менять свою программу. Ведь костюм в фигурном катании — часть образа, который тоже оценивают судьи.

Поделитесь этой новостью //

К костюмам фигуристов судьи нередко предъявляют не меньше требований, чем к техническим элементам. Корреспондент НТВ Иван Трушкин вспомнил, как менялась спортивная мода.

Читайте также:  Лыжи TISA — полезная информация для всех лыжников

Диктор советского телевидения: «И даже в их костюмах чувствуется сила и уверенность. Они действительно сильны!»

Не всегда нужно слушать, что говорят комментаторы. 1980 год: Ирина Роднина и Александр Зайцев катаются на Олимпиаде в Лейк-Плейсиде. Это их третьи игры, здесь они тоже получат золото. Но костюмы паре уверенности в этот момент не добавляют.

Ирина Роднина, трехкратная олимпийская чемпионка, депутат Госдумы РФ: «У нас верх был не из тянущейся, а из такой блестящей ткани. И мы закончили программу, у меня в руки его рукав, а у него в руке — мой рукав. То есть такое растяжение было».

Другой номер — «Калинка», 69-й год: с материалами совсем туго, хорошие тянущиеся ткани везут из-за границы, это дефицит. И Роднина в платье из простого советского ситца. Эти мучения с подбором костюма — тема, кстати, не только женская. Поначалу мужчины катались во фраках и их вариациях, а потом уже надо было соответствовать партнершам. Но, будем честными, приковывают взгляды все же не мужчины. И если в 30-е юбка в пол еще была позволительна, то чем дальше двигался спорт, тем все более коротким становилось это маленькое (и не всегда черное) платье. Сейчас научились делать вставки телесного цвета: издалека выглядит, будто партнерша оголилась, но нет, это нам кажется: 51% тела должен быть закрыт.

Ольга Оськина, художник по костюмам: «Откровенность, наверное, не меняется. Ну, конечно, раньше платья были более закрытые, более скромные. Сейчас более откровенные, но пик сексуальности прошел».

Костюм должен быть для спортсмена второй кожей, и делает его необязательно какой-то специальный модельер. Для фигуристов шили и Вера Вонг, и Слава Зайцев. Олимпийская чемпионка Наталья Бестемьянова вспоминает, что процесс это был нелегкий.

Наталья Бестемьянова, олимпийская чемпионка 1988 года в танцах на льду, 4-х кратная чемпионка мира: «Лучшие мастера мастерских Большого театра, извините за тавтологию, и Вячеслав Михайлович Зайцев — все собирались на примерку. После первой тренировки мы приезжали, иногда очень подолгу стояли у зеркала на примерке. Просто до обморока, чтобы ничего не морщилось. Ткани были другие».

Когда с тканями проблем не стало, задача усложнилась: стали появляться уже кристаллы, поначалу впивавшиеся в руки партнеров до крови. Закрепить их должны отменно: если элемент костюма падает на лед, будут штрафные баллы. А вообще партнерша должна немного блестеть: это и мода, и для телевизионной картинки хорошо.

В России костюмчик из бифлекса и лайкры может стоить тысяч 50 рублей. Для Нью-Йорка это еще дешево: за платье на сезон спортсмены отдают тысячи долларов.

Таня Басс, дизайнер костюмов для фигурного катания: «Никакого полиэстера! Мои костюмы очень дорогие. Но покупатели надевают, и понимаю, почему цена такая! Где надо, костюм подтягивает тебя, ткань дышит, все сидит как влитое. Если не нравится цена, что ж, покупайте легинсы для йоги и радуйтесь».

Совет, кстати, ценный. Как знать, до чего ледовая мода дойдет лет через десять.

Читайте также:  Автотуризм. Виды и особенности. Подготовка и безопасность. Плюсы

Новости СМИ2

Какая подготовка нужна фигуристам

Залог успешного (и безопасного) катания на коньках — хорошая физподготовка. Фигуристы, как известно, тренируются не только на льду: они выполняют силовые, функциональные и кардиоупражнения, отрабатывают многие «трюки» на полу и только после этого выходят на площадку. Зачем? Чтобы развить выносливость и укрепить мышцы, работающие во время скольжения по льду. «Это мышцы стопы, спины, брюшного пресса, приводящие мышцы бедра, связки коленного сустава и мышцы его окружающие, мышцы .

Особое внимание следует уделить мышцам нижней части тела. «Ягодицы и мышцы латеральной части бедра являются стабилизатором коленного сустава , — говорит Екатерина Демидова, мастер-тренер направления групповых программ XFit в России. — Также важно улучшать мобильность тазобедренного сустава и голеностопа – опять же для того, чтобы снизить нагрузку на колено. При их хорошей мобильности колено будет в безопасности»

Тренировочную программу любого спортсмена можно условно разделить на два больших блока: общую (освоение базы двигательных навыков) и специальную (проработка мышечных групп, наиболее важных для занятий).

У фигуристов общая нагрузка будет с акцентом на ноги. «Мы отрабатываем технику наклонов, выпадов, включаем огромное количество упражнений на баланс, например, с удержанием равновесия на нестабильных платформах (BOSU, кор-платформе), — добавляет Екатерина Демидова. — Включаем ягодичные мышцы, латеральную часть бедра (это стабилизирует колени), укрепляем мышцы кора с помощью всевозможных планок, ротаций, скручиваний».

Специальная подготовка будет направлена на тренировку вестибулярного аппарата. «Это всевозможные вращения, развороты, удержание баланса, поэтому желательно тренировать мозжечок. Для этого можно выполнять что-то с закрытыми глазами либо добавлять мелкую моторику. Например, можно взять теннисный мячик, затем, удерживая баланс, ударить им об стенку и поймать. Можно выполнять упражнения на фитболе — то есть делать все, что дает нам некую нестабильность и нестандартное положение для тела», — советует  Екатерина Демидова.

Если перевести все это на «язык» фитнеса, то лучшей подготовкой для освоения элементов фигурного катания станут функциональные тренировки. «Это поможет снизить риск травм, ведь мы укрепляем мышцы-стабилизаторы — основную мышечную группу, на которую приходится нагрузка. Конечно, катание будет отличаться от упражнений на земле, но при должной подготовке организм не испытает шок, из-за которого на следующий день после выхода на лед невозможно подняться с постели», — напоминает Екатерина Демидова.

Также стоит помнить о полноценном восстановлении и упражнениях на гибкость и мобильность — это поможет двигаться на льду грациозно.

Варианты указанных упражнений мы собрали здесь.

Как часто нужно тренироваться? Достаточно одного-двух функциональных занятий в неделю, еще 2-3 раза следует отрабатывать элементы на полу и столько же — оттачивать их на льду.

Конструктивные элементы

Коньки – разновидность спортивного инвентаря, поэтому должны обладать специфическими свойствами. Это относится ко многим параметрам: к материалу, форме, технологии производства. Таким образом, следует детальнее разобраться в конструктивных особенностях разных элементов.

Читайте также:  Ловля мяча в баскетболе и передача: обучение этой баскетбольной технике, что является ошибкой при выполнении

Ботинок

Данная часть изделия включает верх, подкладку подошву, крепления. Лучшим вариантом для пошива спортивных ботинок традиционно считается кожа: пропускает воздух, держит тепло, растягивается по ноге. Профессиональные модели часто шьются из трех слоев кожи для придания большей жесткости. Недостатков натуральный материал практически не имеет, если не считать некачественную пропитку некоторых изделий, за счет чего увеличивается их вес. Ботинки изготавливаются также из других материалов:

  • пластик. Вещи из синтетического сырья отличаются небольшим весом, плотным прилеганием, доступной стоимостью. Рекомендуются для новичков и любительского катания. Недостатки – быстрое изнашивание, непригодность для профессионального спорта;
  • искусственная кожа легче и дешевле натурального материла. Недостатки – не впитывает влагу, менее прочная, недолговечная, быстро теряет внешний вид.

Материал подкладки также важен для комфорта. В недорогих моделях служит уплотнителем верха, а в профессиональных – только амортизатором. Наиболее удобными являются термоформируемые подкладки, садящиеся как вторая кожа. Для этого ботинки разогревают и носят несколько часов, чтобы подкладка приняла форму ноги. В результате спортсмен обходится без длительного разнашивания.

Подошва может быть выполнена из кожи или пластика. В первом случае гораздо проще гасить вибрацию, амортизировать. Кроме того, такой материал хорошо удерживает тепло. Во втором случае преимуществом коньков является небольшой вес.

При выборе изделий необходимо учитывать степень жесткости ботинка, поскольку от этого зависит безопасность голеностопа. Если для начинающих спортсменов этот показатель не очень важен, то для профессионалов он критичен. Степень жесткости можно определить самостоятельно: если ботинок легко сминается в руке – жесткость низкая, если не поддается сжатию – высокая.

ПластикИскусственная кожа

Лезвие

В отличие от других типов полозьев, фигурные лезвия более длинные и широкие, что обеспечивает устойчивость на льду. У них есть два ребра, разделенных канавкой. Но главное – у фигурных коньков лезвия с зубцами, благодаря которым спортсмен может тормозить, вращаться и прыгать. Их качество зависит от следующих показателей:

Конструктивные элементы
  • сталь: чем выше ее характеристики, тем лезвия лучше скользят и дольше служат. В основном их делают из нержавеющей, легированной или углеродистой стали. Предпочтительным вариантом является хромированный материал;
  • форма, величина, количество зубцов. Показатели зависят от размера ботинка, предназначения коньков (для синхронного, произвольного или одиночного катания), подготовки спортсмена. У профессиональных коньков зубцы довольно большие;
  • радиус кривизны. Измеряется в задней части лезвия, бывает 7-8,5 футов. Влияет на скорость скольжения;
  • высота лезвия: чем ниже полозья, тем устойчивей коньки;
  • глубина желобка зависит от заточки, влияет на устойчивость. Чем канавка глубже, тем прочнее сцепление со льдом, но труднее торможение и сложнее делать обороты;
  • размер лезвий: должен соответствовать ботинкам. Измеряется в дюймах.

Полозья бывают съемными или нет. Первый вариант чаще встречается в профессиональных моделях, поскольку они быстрее изнашиваются, чем ботинки. В этом случае их рациональнее заменить.

В основном лезвия делают из нержавеющей, легированной или углеродистой стали

Конструктивные элементы

Чем ниже полозья, тем устойчивей конькиРазмер лезвий должен соответствовать ботинкам