Предметы для художественной гимнастики – история появления

Художественная гимнастика – достаточно молодой вид спорта, но от этого не менее интересный. Впервые она была представлена на чемпионате СССР в 1948 году, и с этого момента признается полноценным видом спорта.

Мужская художественная гимнастика: виды

Борьба за гендерное равенство охватила все сферы жизни, включая спорт. Граница между «чисто мужскими» и «чисто женскими» дисциплинами медленно стирается. Так, в синхронном плавании начали появляться смешанные дуэты, а в последние годы стала популяризироваться… мужская художественная гимнастика.

Мужская художественная гимнастика: виды

Как бы странно не звучало, но мужская художественная гимнастика – направление не новое. Еще в 2005 году российский спортсмен Александр Буклов стал трехкратным чемпионом мира в одной из дисциплин. К слову, о последних. Сегодня выделяют две школы художественной гимнастики: испанскую и японскую.

Испанское направление – это привычная нам женская гимнастика, только в исполнении парней, на этом отличия заканчиваются. Те же лосины, костюмы с блестками, булавы, обручи и мячи. Собственно, все то, что так сложно себе представить.

Мужская художественная гимнастика: виды

Японское направление имеет совсем другие правила и уровни сложности. По сути, выступление строится на виртуозном владении своим телом, силе, координации и выносливости. Инвентарь также отличается: парни используют кольца вместо обручей, утяжеленные булавы, скакалки и трости длиной в 90 см. Уровень сложности, на котором строится японская мужская художественная гимнастика, существенно выше, нежели в женской дисциплине.

Характеристика упражнений художественной гимнастики

Упражнения художественной гимнастики составлены с учетом анатомо-физиологических особенностей организма женщин, их склонности к мягким, плавным, выразительным движениям, выполняемым под музыкальное сопровождение. Этими особенностями можно объяснить широкий спектр использования художественной гимнастики в занятиях групп женщин разного возраста и подготовленности. От других средств гимнастики упражнения художественной гимнастики отличаются особой динамичностью широкоамплитудных движений и танцевальной манерой исполнения.

К специфическим локальным задачам, которые удается решить с помощью упражнений художественной гимнастики, можно отнести:

  • ? воспитание двигательной культуры — умения придавать движениям эмоциональную окраску, делать их предельно выразительными;
  • ? эстетическое воспитание па основе связи движений с музыкой и использования танцевально-хореографических элементов.
Читайте также:  «Один вдох»: жизнь и смерть королевы фридайвинга Натальи Молчановой

Благодаря такой ориентации занятий с использованием соответствующих средств и методов эту разновидность гимнастики называют художественной.

В упражнениях художественной гимнастики можно видеть традиционные строевые, прикладные, общеразвивающие упражнения. Но выполняются они по-особеппому: махи — плавно, мягко, наклоны, как правило, — пружинящими, волнообразными движениями, хорошо сочетающимися с «отстающей» работой головы, рук.

Насыщенные хореографическими и танцевальными элементами упражнения художественной гимнастики развивают гибкость, прыгучесть, координацию движений, музыкальный слух и чувство ритма.

Девушек, занимающихся художественной гимнастикой, отличает красивая осанка, легкость, грациозность походки и изящность движений.

В зависимости от степени трудности упражнения художественной гимнастики условно подразделяют на подготовительные и основные.

К подготовительным упражнениям относятся разновидности ходьбы, бега, подскоков, общеразвивающие движения, простейшие хореографические и танцевальные элементы.

К основным упражнениям относятся более сложные движения, предназначенные в основном для тех, кто специализируется по художественной гимнастике: упражнения без предметов (волны, взмахи, равновесия, повороты, прыжки), с предметами (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента), соединения и комбинации упражнений без предмета и с предметами (индивидуальные и групповые).

Основные изменения

Во-первых, в индивидуальной программе увеличивается порог используемых элементов: от трех до девяти (раннее минимальное количество было равно семи) в общем счете, и минимум по 1 в каждой группе трудностей (прыжки, равновесия, пируэты). Также неограниченное количество рисков, танцевальных дорожек и трудностей предмета, но минимум по одному. В групповой программе минимум четыре трудности тела без обмена и минимум четыре трудности с обменом, но в сумме трудностей тела не более девяти. Также больше одного риска, сотрудничества и танцевальных дорожек. Важно отметить, что теперь волны и вращательные движение до или после трудности тела теперь не несут дополнительной надбавки.

Во-вторых, теперь можно выполнять под музыку со словами два упражнения в индивидуальной программе, а не одно, как это было ранее. В групповых как и было раньше — максимум одна композиция со словами.

Читайте также:  Как устранить скрипы и щелчки педали сцепления Гранты

В-третьих, стоит отметить, что есть четыре фундаментальные группы в каждом предмете и все они должны быть задействованы во время упражнения. На танцевальных дорожках должна быть минимум одна фундаментальная работа, а также можно выполнять трудности тела стоимостью не более 0,1, трудности предмета и броски.

В-четвертых, меняется способ подсчета стоимости рисков. Теперь, не имеет значения, сколько раз гимнастка меняет ось или уровень, она получит не более 0,1 за этот критерий. Также добавляются и убираются некоторые критерии в трудностях предмета и на бросках или ловлях во время рисков. Стоимость трудностей предмета 0,3, но на ловле 0,4. Стоимость оригинальных элементов 0,5.

В-пятых, меняется стоимость некоторых трудностей тела. Особенно это коснулось подсчета стоимости пируэтов. Теперь за каждый дополнительный круг на полупальце надбавка 0,2, на всей стопе — 0,1.

Современная система дополнительного образования готова предложить ребенку широкий выбор образовательных программ по различным спортивным видам творческой деятельности. К числу наиболее зрелищных видов спорта, получивших своё массовое развитие и приобретающих все большую популярность среди детей и родителей, является художественная гимнастика. С одной стороны, это спорт высоких достижений, с другой – вид двигательной активности, способствующий оздоровлению многих девочек.

После Олимпиады 2016 года очень активно развивается массовая художественная гимнастика по месту жительства: создаются клубы, открываются оздоровительные секции, арендуются залы – существует широкая сеть учреждений специализированных спортивных секций по художественной гимнастике в системе дополнительного образования детей.

Культивирование спортивного досуга, который отвечает потребностям всех и каждого в отдельности и при этом никого и ни в чем не ограничивает, а, напротив, помогает человеку развиваться как многосторонней личности.

В последние годы и в настоящее время спортивное направление художественной гимнастики предъявляет исключительно высокие требования к природным данным и способностям занимающихся, что доступно весьма ограниченному кругу девочек. В связи с этим с каждым годом появляется все больше клубов и школ по художественной гимнастике для детей спортивно-массового направления, в которых могут заниматься все желающие при отсутствии медицинских противопоказаний. Спортивно-массовая работа с детьми в этом случае ориентирована на физическое совершенствование ребенка и формирование здорового образа жизни.

Читайте также:  Велоспорт: виды соревнований, разряды, велосипедный спорт в России

Главным аргументом, привлекающим родителей к выбору художественной гимнастики для своей дочери, является спортивное мастерство гимнасток: элегантность, грациозность, выразительность движений, оригинальность и виртуозность, твердая уверенность и легкость выполнения сложных гимнастических упражнений. Большой привлекательной силой обладают гармонически развитое тело «художниц», мышечная сила, гибкость, ловкость, прыгучесть, ориентировка в пространстве. Гимнастки всегда на соревновательном помосте решительны и смелы при выполнении сложных упражнений.

Спорт в понимание современного общества – это не только соревновательная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов, но и приятный досуг, удовольствие и развлечение. В настоящее время все праздники включают в себя игры с элементами спортивных состязаний; появляются спортивные клубы, организации, союзы, общества, которые управляют спортивным движением. С каждым годом спорт становится популярнее, число и разновидность видов которого продолжает расти. Радует, что все больше родителей стараются вести здоровый образ жизни, приобщая к этому спортивному ритму своих детей.

Несмотря на огромный интерес к массовой художественной гимнастике не стоит забывать, что гимнастика не только пропагандирует здоровый образ жизни, но и помогает детям в закаливании, приобретении важных прикладных и жизненно необходимых двигательных навыков, объединяет людей в сфере двигательного досуга. Чемпионками становятся единицы, художественной гимнастикой для себя занимаются тысячи. И ведь именно здоровье является, в конечном итоге, главной ценностью человека.

Обручи

Последним в художественную гимнастику «пришел» обруч. Он был утвержден в качестве снаряда лишь в 1961 году, поскольку ранее об этом элементе было известно сравнительно немного. Гораздо раньше обруч использовался австралийскими спортсменами, но они изготавливались из бамбука и имели большой вес.

Тестирование металлических обручей впервые проводилось в 1958 году, и уже тогда гимнастки стали использовать этот снаряд на тренировках для развития выносливости. Современные обручи включены практически во все программы художественной гимнастики благодаря мягкости переката по телу.