V-модель применима сегодня в сфере ИТ, как и раньше

В данной работе мы предлагаем как можно подробно разобрать тему моделирования в информатике. Этот раздел имеет большое значение для подготовки будущих специалистов в сфере информационных технологий.

Модели и моделирование

Содержание

  • 1 Модели и моделирование
  • 2 Моделирование как метод познания
  • 3 Информационное моделирование
  • 4 Классификация информационных моделей

Человек стремится познать объекты (предметы, процессы, явления) окружающего мира, т. е. понять, как устроен конкретный объект, каковы его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с другими объектами. Для решения многих практических задач важно знать:

  • как изменятся признаки объекта при определённом воздействии на него со стороны других объектов («Что будет, если…?»);
  • какое надо произвести воздействие на объект, чтобы изменить его признаки в соответствии с новыми требованиями («Как сделать, чтобы…?»);
  • какое сочетание свойств объекта является наилучшим в заданных условиях («Как сделать лучше?»).

Одним из методов познания объектов окружающего мира является моделирование как метод познания, состоящее в создании и исследовании упрощённых заменителей реальных объектов. Объект-заменитель принято называть моделью, а исходный объект — прототипом или оригиналом.

V-модель: принципы

V-модели присущи следующие принципы.

От большого  к малому: Этот принцип устанавливает требования, стандарты, тестирование с иерархической точки зрения. Например, требования (левая часть диаграммы) выявляются и устанавливаются по мере того как проектная группа проходит через фазы определения требований, проектирования архитектуры и детального проектирования проекта. По мере завершения каждой из данных фаз определяемые ими требования становятся все более точными и развернутыми. Например, при определении требований для строительства космического корабля шаттл, требования, определенные в ходе фазы анализа требований, могут диктовать наличие посадочного устройства у шаттла, в то время как требование, определенное в ходе фазы детального проектирования, может заключаться в том, что колеса посадочного устройства должны быть сделаны из резины и должны выдерживать усилие приземления при 480 км/час, требования уточняются до большей глубины детализации по мере развертывания проекта.

Читайте также:  Горные лыжи elan: как выбрать, обзор моделей

(при определении требований для строительства космического корабля шаттл требования, определенные в ходе фазы анализа требований, могут требовать наличия посадочного устройства у шаттла, в то время как требование, определенное в ходе фазы детального проектирования, может заключаться в том, что колеса посадочного устройства должны быть сделаны из резины и должны выдерживать усилие приземления при 300 милях в час, требования уточняются до большей глубины детализации по мере развертывания проекта).

Целостность данных/процесса: Этот принцип утверждает, что успешное проектирование любого решения требует объединения и связанности данных и процессов. По мере определения требований должны быть установлены элементы данных и процессов для всех без исключения требований.

Масштабируемость: Этот принцип утверждает, что V-модель отличается гибкостью, позволяющей приспособиться к любому проекту ИТ, независимо от его размера, сложности или длительности. V-модель так же применима для больших универсальных проектов разработки, использующих водопадный подход, как и для сетевых проектов разработки, применяющих гибкие методики.

Перекрестные ссылки: Этот принцип утверждает, что должна быть непосредственная взаимосвязь между каждым определенным требованием и соответствующим и доступным для проверки проверочным действием и результатом, который подтверждает, что готовое приложение соответствует всем без исключения утвержденным требованиям.

Реальная документация: Этот принцип утверждает, что должна создаваться реальная документация (электронная и/или печатная) по мере развертывания проекта. Эта обязательная документация используется проектной группой по разработке и группой поддержки, которая будет обслуживать приложение после его выпуска в производственную среду. V-модель не предполагает конкретных названий документов, (или) шаблонов или форматов. V-модель не говорит, сколько документов должно быть подготовлено, (или) утверждено или использовано на протяжении всего времени существования проекта.

Область знаний

В каком классе учеников более подробно знакомят с моделированием? Информатика 9 класса делает упор на подготовку своих учеников к экзаменам для поступления в высшие учебные заведения. Так как в билетах ЕГЭ и ГИА встречаются вопросы по моделированию, то сейчас необходимо как можно подробнее рассмотреть эту тему. И так, как происходит классификация по области знаний? По данному признаку выделяют следующие виды:

  • биологические (например, искусственно вызванные у животных болезни, генетические нарушения, злокачественные новообразования);
  • поведения фирмы, модель формирования рыночной цены и так далее);
  • исторические (генеалогическое дерево, модели исторических событий, модель римского войска и тому подобное);
  • социологические (модель личного интереса, поведение банкиров при адаптации к новым экономическим условиям) и так далее.

Применимость PAEI-ролей к эннеатипам

В задачи этой книги не входит развернутое представление теории управленческих стилей PAEI Адизеса (на что потребовались бы многие тома) и перечисление многочисленных способов приложения этой теории. Теория описывает индивидуальный психологический профиль, типы ролей и связанных с ними задач, структуры организаций и динамику их жизненного цикла. Среди множества возможных приложений код PAEI может быть использован для понимания внутригрупповой динамики, предсказания решений, анализа конфликтов, построения организационной архитектуры компаний и понимания политологии. Очевидно, что и теория управленческих стилей PAEI, и возможности ее применения обширны.

Книга ограничивается демонстрацией некоторых ключевых функциональных аспектов теории PAEI, которые могут пригодиться тем, кто применяет эннеаграммы для организационного консультирования. В частности, будет показано, как теория PAEI может быть полезна пользователям эннеаграмм в структурировании проблем. Применение PAEI с этой целью позволит пользователям эннеаграмм извлечь выгоду из более чем сорокалетнего исследования делового мира, лежащего в основе методологии Адизеса. В этой книге мы рассмотрим приложение всех четырех стилей PAEI к каждому из девяти эннеатипов. Как будет показано, отдельные эннеатипы предрасположены к некоторым из PAEI-ролей. Некоторые функции каждого стиля соответствуют тому или иному эннеатипу. Мы проверим каждый из них на склонность к (P), (A), (E) или (I).

Пример. Рассмотрим первый тип (реформатор).

  1. Какая из ролей PAEI преобладает у первого типа? Ответ – (A). Представители этого типа обеспокоены прежде всего проблемами, связанными с правилами, инструкциями и установленным порядком. Они следуют букве закона.
  2. Какова следующая по значимости роль? Производство результатов (Р). Они трудолюбивы, однако эта роль дополняет (A), поскольку их трудолюбие находится на службе у стремления делать все должным образом.
  3. Какая из ролей им дается с трудом? Нестандартное мышление и творчество (E).
  4. Какие из ролей могут исполняться этим типом при благоприятном раскладе и есть ли роли, которые ему не удаются (говоря в терминах Адизеса – есть ли в коде прочерк) при «включенном автопилоте»? При хорошем стечении обстоятельств у «единиц» не бывает прочерков и они прекрасно справятся с (I) – ролью. Из «единицы» может получится прозорливый лидер. Но чем больше они действуют в режиме автопилота, тем больше появляется прочерков. Прежде всего у этого типа прочерки окажутся на местах (E) и (I).
Читайте также:  Влияние темперамента на учебную деятельность

Важное замечание: не забудьте, что ни один эннеатип не сможет полностью совпасть с ролями PAEI. Эннеатипы в большей или меньшей степени подходят под характеристики PAEI-роли, но абсолютного совпадения не бывает. Используя типологии, всегда полезно помнить о факторе преобладания: мы рассматриваем основные особенности, задачи и проблемы индивидуума. Поскольку существует масса различных факторов, влияющих на стиль поведения человека, (в том числе культура, особенности бессознательного, детский опыт, уровень развития и степень зрелости), мы не стремимся к точному описанию личности. Для работы достаточно примерного, но достоверного описания.