Велосипедные передачи: оптимальное количество, правила переключения

Как выбрать велосипед так, чтобы не пожалеть в будущем? Каждый бренд старается преподнести свой товар с лучшей стороны, старательно скрывая недостатки до покупки. Чтобы не разочароваться в двухколесном друге, при покупке стоит опираться на основные критерии выбора велосипедов.

Обычные велосипеды BMX появились на закате шестидесятых годов прошлого века. Они были подобием мотоциклов для мотокросса и предназначались для преодоления препятствий в виде уступов по рыхлой земле. Спустя какое-то время практически каждый ребёнок обладал таким велосипедом. BMX, по-прежнему, предназначаются для гоночных заездов, однако, ребенок, в большинстве случаев, не может оценить всех технических прелестей этого транспортного средства, используя его для поездки в школу и обратно.

BMX обычно имеет 20-дюймовые колёса, узловатые шины, прямой руль с перекладиной, небольшое сиденье, длинные шатуны и задний ручной тормоз. Рамы у этих велосипедов лёгкие и прочные. Чем выше цена, тем легче будет транспортное средство.

BMX изготавливаются с использованием хромированной стали либо алюминия. Хромированные рамы немного тяжелее и более экономичны. Алюминиевые рамы легче и чаще всего изготавливаются из тяжёлой и по-особому сформированной трубы рамы. Алюминий также не страдает от коррозии.

Велосипеды BMX также продаются с разными по размеру рамами. В таблице ниже продемонстрированы приблизительные характеристики размера для людей определённых возрастных категорий. Конкретную информацию по данному вопросу лучше всего может предоставить веломагазин. Обратите внимание на то, что велосипеды Pro и Expert иногда могут быть доступны в размере XL (Экстра длинные).

Размер Описание Возраст
Mini Пониженная высота, 155-мм шатуны, 20 x 1 1/8 шины От четырёх до шести лет
Junior Размер рамы немного больше, чем у Мини, 165-мм шатуны, 20 x 1 3/8″ шины От шести до девяти лет
Expert Более удлинённая верхняя труба рамы, 170-мм шатуны, 20 x » шины От девяти до тринадцати лет
Pro Полноразмерная рама, 175-180 мм шатуны, 20 x » шатуны От двенадцати лет и старше

Как правильно переключать скорости?

  • Переключайте скорости только на ходу при вращении педалей!
  • Никогда не переключайте скорости, вращая педали назад. В момент переключения ослабьте усилие на педали. Не вращайте педали сразу после переключения скорости. Не переключайте скорости с самой низшей на самую высшую одним движением – это может привести к повреждению переключателя скоростей и даже разрыву цепи.
  • Не переключайте скорости во время подъема, чтобы избежать излишней нагрузки на цепь.
  • Регулярно смазывайте цепь. Сигналом для этого может стать металлический шум или шуршание цепи во время езды. Если вы часто катаетесь на велосипеде по бездорожью и песчаным пляжам, перед смазыванием помойте цепь керосином или специальной смесью для чистки цепи.
  • Не применяйте такие положения цепи, при которых используются крайние противоположные звездочки, а также следите, чтобы разница между скоростями (звездами цепи) не была больше 4. Это приводит к излишнему перекосу цепи, ее растягиванию и, как следствие, к ее изнашиванию. Также будет происходить повышенный износ звездочек.
  • Выбор правильных передач вы можете наглядно посмотреть на схеме:

Хардтейл и двухподвес: основные отличия

Обе разновидности велосипеда относятся к числу горных, однако между ними присутствует существенное отличие:

Хардтейл и двухподвес: основные отличия

Хардтейл Silverback Stride

  • Хардтейлы конструктивно снабжены только амортизированной вилкой, что делает их отличным вариантом для небольших толчков, таких как, например, преодоление не высоких трамплинов, дропов, бордюров и прочих умеренных нагрузок. Однако хардтейл гораздо легче двухподвеса и на нем можно сделать более высокий прыжок. Также именно на хардтейже желательно изучать новые трюки.
  • Двухподвесы — более серьезная велотехника. Данные велосипеды обладают полной подвеской обеих осей и справляются даже с самыми экстремальными барьерами: обрывами, крутыми спусками, камнями, корневищами. Стоить заметьть, ашаны с задним аммортизатором, это не фрирайдные велосипеды, а вообще не велосипеды. Хороший двухподвес стоит нескольких тысяч долларов. На двухподвесе хорошо ехать вниз, но на подьемах они проигрывают хардтейлам. Кроме того, велосипеды с задним аммортизатором прощают больше техничных ошибок, поэтому учиться на них нежелательно.
Хардтейл и двухподвес: основные отличия

Двухподвес Giant Glory

Внедорожные велосипеды

Горный

Горный велосипед

Вы можете встретить другие его названия: MTB, ATB, mountain-bike, хардтейл, сикстер, найнер, По назначению этот тип можно разделить на велосипеды для даунхилла, фрирайда, дёрта, стрита, кросс-кантри.

Внедорожные велосипеды

Это самый популярный и распространенный вид велосипеда. Предназначен для езды по бездорожью. Но современные велосипедисты используют горные велосипеды для езды повсюду, от убитых грунтов до идеально ровного шоссе.

Внешне такой байк легко идентифицировать. Ему свойственна массивная прочная рама, колёса с широкими покрышками и зубастым протектором, амортизационная вилка, большое количество передач, тормоза ободные или дисковые.

Под конкретные задачи горный велосипед комплектуется совершенно по-разному, все зависит от того, хотите вы кататься по проселочным дорогам или участвовать в соревнованиях, преодолевая сложные препятствия. Цены на велосипеды стартуют от 200$ и могут достигаться нескольких тысяч.

Более подробно познакомиться с типами горных велосипедов и их навесным оборудованием вы можете в статье по этой ссылке.

Рассматривая современные велосипеды, классификация не может обойти стороной горные двухподвесы.

Двухподвес

Внедорожные велосипеды

Велосипед двухподвес

По сути это тот же самый горный велосипед, но на таких байках амортизация присутствует как на переднем, так и на заднем колесе. Задняя амортизация гораздо сложнее передней (вилки). Каждый производитель стремится создать свою собственную уникальную разработку задней подвески.

Условно их можно разделить на два вида:

  • четырёхрычажные подвески
  • однорычажные подвески

Стоимость от 1000$ долларов.

Подробнее познакомиться с этим типом велосипедов и областью их применения можно в статье про двухподвесы.

Внедорожные велосипеды

Фэтбайк

Фэтбайк

Фэтбайк — это велосипед с толстыми покрышками. По части геометрии рамы и посадке схож с горным велосипедом. Отличается повышенной проходимостью. Способен с легкостью преодолевать такие сложные поверхности, как рыхлый песок, снег, грязь.

Ширина покрышек составляет 3,5-5 дюймов, а давление в них держится на уровне 0,2-2 атмосферы. Фэтбайки отлично подходят не только в качестве велосипеда для развлечений, но и для туризма по глухим местам. Прочтите статью про фэтбайки, чтобы узнать больше.

Как выбрать велосипед по невысокой цене

В условиях ограниченного бюджета настоятельно рекомендуем обратить внимание на простые городские модели и легкие гибридные велосипеды. Гибриды и сити-байки не требуют особого внимания к комплектующим, а также частого обслуживания. Кроме того, исходная стоимость таких велосипедов в большинстве случаев значительно ниже, чем у специализированных горных, шоссейных моделей или велосипедов для трюков.Универсальной рекомендацией для новичка также можно считать стремление к простоте. Чем проще устройство вашего первого велосипеда, тем легче он будет для вас в эксплуатации и обслуживании.

Как выбрать велосипед по невысокой цене

Не стоит забывать, если ранее вы ни разу не ездили, полезнее будет сосредоточить внимание на удержании равновесия и рулевом управлении, нежели на переключении передач, что дает еще один балл в пользу простых городских моделей с одной скоростью.

Читайте также:  Циклические виды спорта - легкая атлетика

Модели, на которые стоит обратить внимание

Как и в любой другой дисциплине, в дерте и стрите существуют свои расхожие модели, которые обычно приобретают, и те, которые не покупают ни при каких обстоятельствах. Как уже ранее упоминалось, не стоит приобретать байк одновременно для обеих дисциплин из-за различий в трюках и стилях.

Модели, на которые стоит обратить внимание

Лучшими моделями можно назвать фирмы Scott Voltage, Kellys WHIP, Stark Goliath, Stels Aggressor и Merida HARDY. Стоимость каждой модели этих фирм варьируется от 20 тысяч рублей и до 90 тысяч в зависимости от наличия и типа тормоза, диаметра колес, комплектации и использованного металла в велосипеде.

Какие бывают велосипеды по конструкции

  1. Дорожные. Модели, предназначенные для перемещения на невысокой скорости по жилой местности. Оснащаются дополнительными аксессуарами — корзинами, фарами, грязевыми щитами и багажником. В данной категории особо выделяются Bianchi Infinito Ultegra с неплохой жесткостью, Jamis Commuter 4 — лучший велосипед для ежедневной эксплуатации, Scott CR1 Comp — модель, сглаживающая неровности дороги и нивелирующая вибрации.
  2. Горные. Предназначены для экстремального вида спорта и поездок по горным ландшафтам. Рама и колеса высокой прочности, толстые покрышки позволяют легко передвигаться по бездорожью. Лучшие велосипеды горного типа: легкий и удобный STELS NAVIGATOR 800, Merida Big 740 с семью размерными вариациями рамы, компактный CronusSoldier 1.0.
  3. BMX. Модели велосипедов, предназначенные не для банальных поездок, а для выполнения трюков. Их рама и вилка обладают повышенной прочностью.
  4. Комфортные. Практически не отличаются от дорожных, но обладают усовершенствованной передней вилкой.
  5. Велогибриды. Лучшие велосипеды для турпоездок, в которых возникает необходимость путешествий как по бездорожью, так и по ровным трассам.
  6. Круизеры. Одни из лучших городских велосипедов. Оборудованы прямым рулем, защитой цепи, ножкой и корзинкой. Велосипеды Electra Cruiser оснащаются высоким рулем и удобным седлом, Electra Townie Original — универсальная модель, Schwinn Hollywood — компактный и легкий круизер.

Техника велосипеда лежа с поднятием корпуса

Это версия направлена на максимальное включение косых мышц живота. Тем не менее, чтобы правильно делать велосипед для пресса в таком варианте, нужно контролировать темп вращения ног (синхронизировать с работой рук).

Техника выполнения:

  1. Ложитесь на пол. Руки сведите на затылке, локти расставьте в стороны. Ноги поднимите вверх под углом 45 градусов.
  2. Начинайте медленно выполнять вращение правой ногой. В момент, когда колено подходит максимально близко к груди, слегка проверните корпус и старайтесь подвести левый локоть к колену.
  3. После этого выполните такое же подведение правого локтя к левому колену.

Несмотря на то, что скорость вращения ног в упражнении гораздо медленнее, такая техника считается достаточно сложной. Уже к 40-50 секундах в мышцах живота будет ощущаться сильное жжение, которое говорит о том, что пресс получают достаточную нагрузку. Выполнять такой вариант лучше всего короткими, но интенсивными сессиями (по 30-60 секунд).

Читайте также:  Планёрка с сотрудниками: эффективный план проведения

5 типов привода колеса у велосипедов – Критерий №4

При выборе велосипеда немаловажный фактор на который стоит обращать внимание  – тип привода.

Типы привода классифицируются на:

5 типов привода колеса у велосипедов – Критерий №4
  • Цепные,
  • Ременные,
  • Вальные,
  • Электропривод,
  • Гидропривод.

Привод – функциональный узел велосипеда, при помощи которого усилие от вращения педелей передается на колеса.

Цепной привод

5 типов привода колеса у велосипедов – Критерий №4

Цепной привод наиболее распространен на сегодняшний день. При кручении педалей механическая энергия передается на колеса за счет цепи, которая зацепляет звезды трансмиссии. Одна цепь передает движение нескольким звездам.

Цепи очень прочные, поэтому нагрузка на колесо может быть достаточно большой. Коэффициент полезного действия цепного привода составляет порядка 95%. Установка и замена цепи производится легко. К недостаткам можно отнести быстрый износ и растяжение при длительной эксплуатации.

Ременный привод

5 типов привода колеса у велосипедов – Критерий №4

Вместо цепи используется ременная передача крутящего момента. Систему не нужно смазывать, она не подвержена коррозии и не шумит в отличие от цепной. Для переключения системы передач применяют специальные приспособления, называемые планетарными втулками.

Вальный привод

Для передачи крутящего момента вместо цепи применяется вал. Такой тип привода принято называть карданным, хотя самого кардана здесь нет, прямой вал с передачей выполняет всю работу.

5 типов привода колеса у велосипедов – Критерий №4

Вальный привод прост в эксплуатации и прослужит долго, т.к. весь механизм защищен от попадания грязи и пыли. Но для переключения передач нужны дополнительно планетарные втулки.

Электропривод

Электрические велосипеды оснащены двигателем, который преобразует электричество в механическую энергию. Привод фактически отсутствует – мотор обычно располагается во втулке колеса и сразу передает крутящий момент на колесо.

5 типов привода колеса у велосипедов – Критерий №4

Гидропривод

Гидравлический привод представляет собой насос, перекачивающий жидкость и передающий крутящий момент от каретки колесу. Поток жидкости, возникающий от давления поршня насоса, преобразуется в механическую энергию.

Привод работает бесшумно и допускает возможность использования в качестве гидравлического тормоза. Данный механизм требует минимального ухода. Крутящий момент передается в обоих направлениях (вперед, назад), поэтому привод может устанавливаться на переднее, заднее или на оба колеса,

5 типов привода колеса у велосипедов – Критерий №4

Из недостатков:

  • Небольшой коэффициент полезного действия, около 70%,
  • Большой вес механизма,
  • Если гидропривод разорвет, то вся система выйдет из строя.

Грипсы и обмотки руля велосипеда

Грипсы на велосипед — это резиновые (иногда поролоновые) окончания ручек руля, за которые держится велосипедист во время езды.

Все модели отличаются между собой по весу, материалу, качеству внешнего и внутреннего покрытия и месту для определённого количества пальцев рук. Основное назначение – крепкая фиксация рук на руле в любых погодных условиях.

Грипсы и обмотки руля велосипеда

Грипсы из мягкой резины более комфортны для рук, не натирают кожу, но срок службы их короче, чем жестких. Ручки на руль из твердой резины служат очень долго, но способны натирать ладонные бугры и основания пальцев при длительной езде.

Обмотка на руль велосипеда

Обмотка нужна для рулей типа “баран” и подобных. Грипсы вы на них не натянете, поэтому нужно использовать специальную обмотку.

Спектр материалов для изготовления обмотки на руль велосипеда широк и её могут изготавливать из полимерных материалов, искусственной кожи, натуральной кожи и текстильных материалов.

Грипсы и обмотки руля велосипеда

Обмотки обладают высокой износостойкостью и приятны на ощупь. Качественная обмотка способна обеспечить отличное сцепление с руками, а руки не натрет даже если использовать её без перчаток. Кроме того материал может быть гладким, с узорами или перфорацией.