Правда и мифы о йоге

В практике йоги очень важно не только выполнять специальные асаны и различные очистительные техники, но и придерживаться особенного питания. Питание имеет большую роль для жизнедеятельности любого живого организма. Сбалансированная, правильно подобранная пища способна помочь избавиться от многих проблем со здоровьем у людей. Пища йогов неразрывно связана и с выполнением асанов, и с медитативными практиками. Она имеет большую роль в мировосприятии и мировоззрении человека.

Осознание себя

«44. Гуру – это Брахма, Вишну и Бог Махешвара. Нет никого превыше Гурудева, посему надлежит всегда ему служить.» Аманаска-йога

Унмани

В Традиции натхов эти две практики – Пурва и Аманаска йога, являются основными. В Пурва-тараке есть ваше эго, и есть процесс осознавания всего того, что вы способны осознавать, в этом процессе задействуется ваше сознание и подсознание. В Уттара-тараке задействуется сверхсознание, при этом вы даже не делаете усилия осознания, сам Шива через вас осознает свою игру. Во втором состоянии нет эго, вы ничего не думаете и не планируете, и при этом все складывается всегда во всех отношениях самым идеальным образом, это путь сахаджи.

Аманаска-йога включает в себя подготовительные практики в виде концентрации на стхула, сукшма и джьотир объектах, медитацию на лакшьи и вьомы; далее достигается уровень временного трансового состояния савикальпа-самадхи и, на высшем уровне, нирвикальпа. Хотя нирвикальпа-савикальпа, видеха-садеха (дживан-мукти) – все эти понятия очень относительны, на уровне концепций. Пространство Нирвикальпа-самадхи присутствует везде, и когда говорится что оно подобно пралайи или смерти, то это не обязательно может означать то, что нам может казаться, т.е. это истина опыта, а не теории.

«Расслабление – пустая трата времени»

Покой – такая же важная часть жизни, как и активность. За напряжением должно следовать расслабление, за вдохом – выдох, за бодрствованием – сон. Если одна из фаз недостаточна, скоро нарушится функционирование системы в целом. Лишая себя расслабления, вы утрачиваете способность к напряжению.

Есть несколько причин, которые толкают человека на постоянную активность. Главная из них – безотчетная тревога. Нужно все время что-то делать, иначе случится плохое. Стоит только на 5 минут расслабиться. Утратить бдительность.

В действительности все ровно наоборот: лишая себя расслабления, вы подтачиваете свои ресурсы, это ведет к истощению, ошибкам и неудачам.

Другая причина – внутренний запрет. «Я не имею права на отдых, пока…» Пока не вымою посуду. Пока не переберу мешок зерна и мешок гороха. Пока дети в Африке голодают. В общем, никогда. Такой запрет неосознанно внушают родители и учителя.

Трудоголизм нынче в моде. Правда, он куда чаще приводит к инфаркту, чем к успеху.

«Расслабление – пустая трата времени»

Внутренние установки и запреты, а также работа с ними – тема для отдельной статьи. Позже мы еще вернемся к ней.

Читайте также:  Асаны йоги - Вид фигуры - Позы стоя - Ардха Чандрасана

Подытожу. Если вы не можете наладить регулярную практику йоги и не понимаете причины, ответьте последовательно на несколько вопросов:

  1. Какую цель и какой смысл вы видите в практике йоги?
  2. Получаете ли вы удовольствие от занятий?
  3. Видите ли вы конкретные результаты занятий? Какие?
  4. Есть ли у вас силы и свободное время для йоги?
  5. Как ваши близкие относятся к йоге?
  6. Не скрывается ли внутреннего противоречия в вашем отношении к йоге?

Возможно, причина кроется в ответе на какой-либо из них.

ШИРОКО ИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О ПОЛЬЗЕ ЙОГИ:

  • Регулярные физические тренировки (по 30-90 минут 3 раза или более в неделю) помогают поддерживать в тонусе мышцы и суставы в функциональном состоянии (при условии корректной, не травматичной практики!).
  • Выполнение йогических чисток организма – Шаткарм – облегчает работу иммунной системе, снимая с неё часть нагрузки. Особенно полезны такие техники, как Шанкха-пракшалана, Джала-нэти (промывание носа), Наули («взбалтывание живота»), Агнисара-Дхаути (повышает жизненную ёмкость лёгких), Басти (клизма, и сопутствующие техники), Симха-гарджанасана («Жест льва», когда вы рычите с высунутым языком), Кунджал-крия (йогическая рвота) и другие. Однажды научившись таким чисткам у эксперта, можно делать их потом самостоятельно всю жизнь. Вы наверняка знакомы с некоторыми простыми йогическими чистками по книгам А. Малахова.
  • Более осознанное, внимательное отношение к питанию, которое прививает интерес к йоге, позволяет питаться адекватно и полноценно, что обеспечивает в том числе прочность костей в пожилом возрасте.
  • Применение азов аутотренинга, релаксации, осознанного расслабления, волевого контроля своего настроения, которые прививает медитация в русле йоги или секулярного буддизма (всё, что называют «Осознанность») – позволяет держать под контролем «нервы», снижать дистресс, а также справляться с неприятными психологическими эффектами гормонального старения (особенно у женщин).

Обязательные блюда в рационе йога

Питание йога обязательно содержит в себе свежие овощи и фрукты, а также бобовые и злаковые культуры. Они питаются сбалансированно, придерживаясь правила не торопиться и питаться дробно, каждые два — три часа.

Диета достаточно специфическая, но ее не сложно соблюдать, поскольку человек получает все необходимые для здоровья вещества.

Обязательно йоги употребляют большое количество воды, около 10 стаканов в день. Также обязательно употреблять свежие, без термической обработки фрукты и овощи.

Как происходит остановка ментальных процессов?

Остановка ментальных процессов, обуславливающих наше жизненное неудовлетворение, происходит в процессе ментальной концентрации. Эффект ментальной концентрации можно заметить при непродолжительной практике в виде временного исчезновения ментальных возмущений вроде остановки мыслительного процесса или успокоения эмоционального фона.

При длительной практике ментальной концентрации появляются навыки осознанного вмешательства в психические процессы. Осознанное прерывание ментальных процессов (не всех, а только обозначенных выше, влияющих на восприятие реальности) останавливает ход ментального процесса на время удержания концентрации. Чем длительнее практика концентрации, тем длительнее время удержания остановки ментального процесса усилием воли. Процесс сконцентрированного ментального наблюдения называется интроспекцией в современной науке. Среди методов интроспекции можно выделить традиционные методы йоговской интроспекции дедуктивного характера:

  • отказ от реакций, оценок и суждений («Это не мои привычки», «Я беспристрастен к этому»),
  • поиск внутреннего наблюдателя («Кто тот, кто реагирует?», «Кто я?»)

Следует отметить, что разотождествление с личностью отнюдь не является целью этих практик. Скорее, эти практики призваны установить критическое различие между личностью («Я») и тем, что в различных философских системах именуют душой, внутренним наблюдателем, духом, божественным началом. Отбросив «наслоения» личности в виде принадлежности к культуре, расе, профессии, полу, вере, этносу и прочему, мы находим свою настоящую суть, спрятанную под маской личности. Тогда, осознавая условность самоопределения себя, мы способны естественным образом отказываться от реакций и привычек, с которыми мы себя ассоциировали.

Конечным итогом практики концентрации является полная трансформация ментального процесса «Внимание-память», в котором все впечатления об объектах внешнего мира с ярлыком «нравится» / «не нравится» устраняются из памяти и более не попадают в  область текущего внимания сознания. Мы более не ассоциируем оценки «нравится» и «не нравится» со своей личностью, познав её условность и изменяемость. Впечатления с ярлыком оценки более не сохраняются и в механизме восприятия навсегда отключается оценочный аппарат. Действительность отныне воспринимается как есть, без суждения, объективно. Образы объектов материального мира и абстрактные образы всё равно формируются под влиянием субъективных представлений личности (так называемых «архетипов» Юнга), но суждения влечения или отвращения к объекту уже не формируются.

Таким образом, ввиду отсутствия реакций влечения и отвращения ко всему в этом мире, мы избавляемся от ощущения неудовлетворённости, которое неизменно наступает иначе. Именно состояние полной и бесповоротной трансформации ментальных процессов, влияющих на наше восприятие мира, через их остановку путём ментальной концентрации является конечной целью йоги.

Подводим итоги

Что мы знаем

Скорее всего, йога так же полезна для здоровья, как и многие другие виды физической активности. Она особенно подходит для облегчения болей в пояснице и сокращения воспалительных процессов в организме. Последнее действительно может помочь предотвратить развитие разных заболеваний. Ещё йога развивает «осознание собственного тела» — ощущение того, что происходит внутри нашего организма (с этим также отлично справляются медитация и тайцзицюань).

Чего мы не знаем

Какие виды йоги лучше, нужно ли прописывать йогу людям с различными заболеваниями, сравнима ли йога с другими видами физической активности. Также не доказаны такие предполагаемые плюсы йоги, как вывод из организма токсинов и улучшение пищеварения.

Что всё это значит

Если вам нравится йога, продолжайте ей заниматься. Вреда от неё нет, а польза для здоровья всё-таки хоть какая-то да будет. Выбирайте тот вид, который вам нравится: от более динамичной аштанга-виньяса-йоги до спокойной хатха-йоги. Ну а если йога вам не нравится, ничего страшного — займитесь чем-то другим.

С чего начать

Упражнения бхакти-йоги основаны на вхождении человека в состояние глубокой медитации. Практикующий должен чувствовать физический и духовный контакт с Богом. Основная суть в сосредоточении человека на индивидуальных представлениях о том, что или кто является Богом с точки зрения духовного существа. В результате должно возникнуть понимание того, что человек является не тленным телом, которому суждено умереть, а нематериальную душу, вне пределов времени и пространства.

Читайте также:  Основные асаны для начинающих — 30 поз йоги для новичков

Бхакти не требует знаний упражнений йоги. Практики начинаются с прослушивания и повторения мантр, чтения священных текстов. Начинающим нужно посетить ашрам — центр в котором проводятся йогические практики, найти единомышленников и духовного наставника.

С чего начать

Бхакти-йога — путь к духовному просветлению. Практика поможет наладить отношения с собой, внутренним я, и Богом. Главное правило — точно следовать наставлениям и поддерживать связь с теми, кто разделяет данную философию жизни.

Литература для ознакомления

Бхакти-йога часто упоминается в литературных источниках разных временных периодов. Чтобы составить первое впечатление о ней, можно обратиться к историческим трудам – это поможет понять, какую роль направление играло в развитии культуры и религии. Например, доступно положение бхакти сформулировал А. Ч. Бхактиведанта Свами в работе «Нектар преданности». Вопрос важности поднимался в фундаментальном труде «Бхагаватгиты».

Переход от каждой предыдущей стадии к следующей подробно исследует Бхактивинода Тхакур в тексте «Шаранагати». Последователи йоги рекомендуют обращаться к важным литературным памятникам, чтобы узнать, что в действительности значила данная практика для предшественников и сформировать собственное отношение к ней.

Если главная цель – приобщиться к самой культуре йоги, о которой на данном этапе нет практически никаких представлений, то можно обратиться к базовым трудам, где доступным языком излагаются основные постулаты направления.

Литература для ознакомления

Ряд литературных источников, с которых стоит начинать знакомство с бхакти:

  1. «Утренние прогулки и беседы со Шрилой Бхактиведантой Нараяной Госвами Махараджем». Первая книга из серии «Прогулки со святыми». В ней приведены беседы махараджа с его учениками. В процессе даршан поднимались разноплановые темы: практические вопросы духовной жизни, рассуждения о высших материях, сокровенные мысли и чувства. Сборник поможет начинающим понять философский подтекст практик, а продолжающим – развеять имеющиеся сомнения.
  2. «Гармония» Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа. В отличие от предыдущей работы, эта книга включает отрывки лекций, посвященных высшей идее бхакти. Здесь можно встретить критику современного общества и мироустройства. Последователи йоги предлагают альтернативу: свободное от притязаний и распрей общество, где каждый его член свободен и самоценен настолько, что готов обратиться к пониманию Бога и ключевых ценностей земного бытия.
  3. «Секреты бхаджана». Сборник лекций, прочитанных Триданди Свами Шри Шримад Бхактиведантой Нараяной Махараджем в октябре-ноябре 1996 г. во Вриндаване. Больше подойдет для продолжающих. Отрывки приведены в форме стихов из разных шастр и дополнены наставлениями Шрилы Бхактивиноды. Некоторые вещи, описанные в сборнике, сложно понять без предварительной подготовки, но комментарии составителя помогут разобраться и найти ответы на мучившие вопросы.

В основном литературные источники о бхакти, помимо литературных памятников, представляют собой сборники лекций ведущих наставников этого направления. Начинать знакомство можно с любого из них. Для этого не требуется предварительная подготовка, но без знания фундамента, терминов и принципов обойтись сложнее. Авторы общаются с учениками на своем языке определений, относящемся к санскриту, поэтому знакомство с индийским эпосом обязательно.